ФЭНДОМ

Положи́тельная обра́тная связь (ПОС) — тип обратной связи, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения.

Положительная обратная связь ускоряет реакцию системы на изменение входного сигнала, поэтому её используют в определённых ситуациях, когда требуется быстрая реакция в ответ на изменение внешних параметров. В то же время положительная обратная связь приводит к неустойчивости и возникновению качественно новых (автоколебательных) систем, называемых генераторы (производители).

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели).

Информация проявляется именно в информационных процессах.

Можно выделить три основных типа информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.

Хранение информации - это распространение ее во времени. Человек хранит информацию либо в собственной памяти, либо на каких-то внешних носителях. 

Обработка информации составляет основу процесса преобразования информации (принятие решения).

Информация может быть передана для ее последующего использования, обработки или хранения. Передача информации - всегда двусторонний процесс. Информация передается в форме сообщений от некоторого источника информации к ее приемнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приемнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

Человек живет в мире информации. И на протяжении всей жизни участвует во всевозможных информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

Примеры положительной обратной связи:

-- цепная ядерная реакция (бомбардировка атома урана-235 нейтроном приводит к его распаду с испусканием в среднем больше двух нейтронов, которые, в свою очередь, вызывают распады последующих атомов, и т.д.) 

-- кормление грудью: чем больше женщина кормит, тем больше молока выделяется 

-- схватки при деторождении приводят к выделению гормона окситоцина, который, в свою очередь, увеличивает частоту схваток 

-- детская гениальность -- по современным представлениям -- результат возникновения положительной обратной связи между рабочей памятью и мозжечком 

-- шум, издаваемый динамиком, помещённым близко к микрофону 

-- положительная обратная связь используется в триггерах (флип-флопах) и триггерах Шмитта 

-- рост населения Земли и развитие технологии находятся в положительной обратной связи 

-- банковская паника (bank run) -- порочный круг, где страх потерь питает желание немедленно забрать все деньги из банка, а изъятие денег подстёгивает страх всё большего числа вкладчиков. Это еще называется "Самоисполняющееся пророчество". Резкие колебания, характерные для курсов валют на валютном рынке, --из той же оперы. 

-- Пирамидальные схемы типа МММ работают на принципе положительной обратной связи: выплата больших процентов по вкладам привлекает всё новых вкладчиков, вклады которых позволяют платить большие проценты прежним вкладчикам, и т.д. Крушение пирамиды -- тоже процесс с положительной обратной связью, вроде банковской паники.