ФЭНДОМ

Задачи теории массового обслуживанияПравить

Задача теории массового обслуживания состоит в выработке рекомендаций по рациональному построению СМО и рациональной организации их работы с целью обеспечения высокой эффективности обслуживания при оптимальных затратах.

Главная особенность задач данного класса – явная зависимость результатов анализ и получаемых рекомендаций от двух внешних факторов: частоты поступления и сложности заказов (а значит и времени их исполнения).

Предмет теории массового обслуживания – это установление зависимости между характером потока заявок, производительностью отдельного канала обслуживания, числом каналов и эффективностью обслуживания.

В качестве характеристик СМО рассматриваются:

· средний процент заявок, получающих отказ и покидающих систему не обслуженными;

·         среднее время «простоя» отдельных каналов и системы в целом;

·         среднее время ожидания в очереди;

·         вероятность того, что поступившая заявка будет немедленно обслужена;

·         закон распределения длины очереди и другие.

Классификация систем массового обслуживанияПравить

Если в СМО одновременно может обслуживаться несколько заявок, то СМО называется многоканальной,  в противном случае СМО называется одноканальной. Как одноканальные СМО,  так и многоканальные СМО делятся на СМО с отказами и СМО с очередью (ожиданием). В СМО с отказами заявка, поступившая в момент, когда все каналы обслуживания заняты, получает «отказ» в обслуживании и покидает СМО. В СМО с очередью заявка, поступившая в момент, когда все каналы обслуживания заняты, становится в очередь из заявок, ожидающих обслуживания. Как только один из каналов обслуживания освобождается, к обслуживанию принимается одна из заявок, стоящих в очереди. 

СМО с очередью различаются по принципу построения (дисциплине) очереди. Принципом построения очереди называется схема, в соответствии с которой заявки из очереди выбираются на обслуживание. Чаще всего при этом используется:

1.      Случайный выбор заявки из очереди;

2.      Выбор заявки из очереди в зависимости от её приоритета;

3.      Выбор заявки в зависимости от порядка её поступления в очередь.

В третьем случае заявки из очереди могут обслуживаться, как по схеме: «Первым пришел − первым обслуживаешься»,  так и по схеме: «Последним пришел − первым обслуживаешься».

СМО с очередью делятся также на СМО с неограниченным ожиданием и СМО с ограниченным ожиданием. В СМО с неограниченным ожиданием каждая заявка, поступившая в СМО, рано или поздно будет обслужена. 

В СМО с ограниченным ожиданием на пребывание заявок в очереди накладываются различного рода ограничения. Эти ограничения могут касаться, например, длины очереди,  времени пребывания заявки в очереди, общего времени пребывания заявки в СМО и т.п. В частности, в СМО с ограниченным временем пребывания в очереди,  заявка,  израсходовавшая лимит времени пребывания в очереди, покидает СМО.